Канадский Гран При появился в календаре чемпионата мира в далеком 1967
году и прошел на трассе Моспорт-Парк. В Моспорте Формула-1 обосновалась
на добрый десяток лет, правда первые четыре года место проведения Гран
При Канады чередовалось между Моспортом и Монт-Трембланом. Однако затем
сначала одна, а потом и другая трасса остались в прошлом Королевских
гонок - пришло время Монреаля. В Монреале Гран При Канады впервые
прошел в 1978 году. Тогда победил Жиль Вильнев на "Феррари" - это была
его первая победа в Гран При Ф-1, и позже трасса на острове Нотр-Дам
была названа именем легендарного канадца…
Трасса для гонок
Формулы-1 была построена на искусственном острове Нотр-Дам. Этот остров
с весьма романтическим названием был насыпан посреди реки Святого
Лаврентия специально для выставки Экспо’67, на нем располагалась часть
ее павильонов (кстати, опять тот же самый 1967 год – год первого Гран
При Канады, год выставки в Монреале, благодаря которой мы получили
новое знаковое место для гонок Ф-1). Спорт пришел на остров Нотр-Дам в
1976 году, во время Олимпийских Игр 1976 года здесь на гребном канале
проводились соревнования по гребле. Сейчас на этом самом гребном канале
устраивают шуточные соревнования по гребле среди пилотов Ф-1. Вскоре на
Нотр-Даме была построена гоночная трасса, благодаря которой
искусственному острову с нетривиальным именем ежегодно обеспечивается
внимание всего мира. Кстати, расположение трассы дает право называть
Гран При Канады еще одной городской гонкой Ф-1. Конечно, трасса имени
Жиля Вильнева – настоящий стационарный автодром, но остров Нотр-Дам
находится буквально в самом центре города, поэтому добраться до трассы
очень легко, а внешней декорацией Гран При становятся небоскребы
даун-тауна Монреаля. Расположение практически в центре мегаполиса –
одна из схожих черт Гран При Канады и Австралии. Другая – отбойники,
располагающиеся близко к трассе. Опасно близко… Трасса имени Жиля
Вильнева напоминает Монцу. Такая же быстрая, такая же узкая, те же
жесткие торможения перед шиканами. У Джеки Стюарта трасса на острове
Нотр-Дам рождает другие ассоциации. "Монреаль – очень деликатная
трасса", - сказал как-то трехкратный чемпион мира, - "Она – нечто
среднее между Монте-Карло и Имолой". Что ж, от Имолы здесь короткие
прямые и резкие шиканы, от Монте-Карло – отбойники и шпилька с
названием "Казино", неуловимо напоминающим о средиземноморском
княжестве. И все же Монреаль – это в первую очередь самобытная и яркая
трасса. Вообще-то автодром имени Жиля Вильнева можно назвать
классической американской дорожной трассой. Кольцо длиной 4,361 км –
это прямые участки и разнообразные шиканы, разделяющие эти самые
прямые. Скоростные повороты здесь практически отсутствуют. Типичный
набор для североамериканской гоночной трассы. Шиканы эти, а также очень
медленная шпилька "Казино" в противоположной от старта части трассы,
заставляют очень жестко тормозить в конце прямых, что создает хорошие
предпосылки для обгонов. Обгонов в Монреале всегда немало. Шиканы на
острове Нотр-Дам достаточно коварны. Особенно первая: "эска Сенны" -
критическое место на старте, где нередко происходят завалы, полеты
Александра Вурца образца’98 до сих пор у многих стоят перед глазами. И
последняя, на выходе из которой трассу ограждает бетонная стена с
гостеприимной надписью по-французски: "Добро пожаловать в Квебек!"
Вопреки надписи это не самое гостеприимное место Монреаля и его
гоночной трассы, немало гонщиков разбили об эту стену свои болиды,
среди них немало и знаменитых, титулованных пилотов, за что отбойник
получил неофициальное название "стена чемпионов".
Жесткие
торможения в Монреале – это не только возможность для обгона. Трасса на
острове Нотр-Дам – настоящая убийца тормозов. Тормоза здесь просто
уничтожаются, и это придает гонке за Гран При Канады дополнительного
экстрима, вдобавок к бетонным стенкам, столь близко находящимся к
трассе. Еще одна интересная особенность – покрытие, которое под дождем
становится очень скользким. А дождь здесь весьма вероятен. На шины
нагрузка выпадает не слишком большая (в сравнении с некоторыми другими
трассами Ф-1, как, например, Барселона): покрытие трассы имени Жиля
Вильнева неабразивное, скоростных поворотов нет.
Вернемся к
истории канадского Гран При. Конечно, самой эпохальной, самой
запоминающейся победой здесь был триумф Жиля Вильнева в холодном
октябрьском Монреале 1978 года. Повторюсь, это была первая победа
легендарного канадца в Ф-1, это была первая гонка Ф-1 на новом
автодроме, который тогда носил еще название просто "Кольцо на острове
Нотр-Дам" - Notre Dame circuit. Новое название было присвоено автодрому
после трагической гибели Вильнева в 1982 году, а та победа 1978 года
так и осталась единственным триумфом канадских гонщиков в домашнем Гран
При. В истории канадского Гран При, причем как в Моспорте с
Монт-Трембланом, так и позже в Монреале было немало разных победителей,
разные гонщики выигрывали в разные годы. Во многом этому сопутствовал
"деликатный" по словам Джеки Стюарта характер монреальской трассы.
Зачастую здесь происходили сумбурные гонки с большим количеством
происшествий, часто победы одерживали неожиданные герои. Единственным
монолитом в истории Гран При Канады выглядит Михаэль Шумахер – пилот,
побеждавший в Монреале целых 7 (семь!) раз. 1994, 1997, 1998, 2000,
2002, 2003, 2004: золотые годы Шуми в Канаде. Как это ни банально, но и
здесь достижения Шумахера выглядят монументально, Михаэль и в Канаде
воздвиг себе "памятник нерукотворный". Кстати, если говорить о фамилии
Шумахеров в общем, то триумфов в Канаде на их счету 8 – не стоит
забывать о победе Ральфа Шумахера в 2001 году за рулем "Уильямса".
Два последних Гран При Канады остались за новым поколением, диктующим
сейчас моду в Ф-1. В 2005 году после обидной ошибки Фернандо Алонсо
гонку выиграл Кими Райкконен на "МакЛарене". Годом спустя настала
очередь испанца, и на этот раз Алонсо своего шанса не упустил, опередив
и вечного героя канадских Гран При Михаэля Шумахера, и предыдущего
победителя Райкконена.
И Алонсо, и Райкконен имеют хорошие
шансы повторить свои успехи и в 2007-м. Так же, как и их партнеры по
командам: Фелипе Масса и Льюис Хэмилтон. И "МакЛарен", и "Феррари"
вполне могут добиться здесь уверенного доминирования, но борьба может
быть и совершенно равной. Впрочем, прогнозировать какие-либо расклады
на Монреаль достаточно сложно, ведь здесь так часто бывают неожиданные
гонки!
Материал Был предоставлен сайтом lib.f1-alliance.ru